7 мостов Кёнигсберга
 
 
 
 
Зеленый мост
 
Медовый мост
 
Высокий мост
 
Деревянный мост
 
Лавочный мост
 
Потроховый мост
 
Кузнечный мост
 
                                     О мостах Кёнигсбега

         В концеXVIII века математик Леонард Эльер (преподаватель кёнигсбергского университета) составляет классическую задачу о семи мостах Кёнигсберга, которую пока никто не мог решить положительно. Может быть вам повезет? Тогда попробуйте, хотя бы мысленно пройти по всем городским мостам, не проходя по одному из них дважды. Схему мы приводим ниже.

Грюне-брюкке (Зеленый мост). Второй по счёту мост Кёнигсберга построен в 1322-1323 гг. Он связал остров, а позже и самостоятельный город Кнайпхоф с южным берегом Прегеля, где быстро вырос пригород Кнайпхофа - Форштадт. Свое название он получил, потому что зеленый цвет являлся одним из цветов Кнайпхофа и присутствовал на его гербе (в "форштадсткой" Ластади - складском районе Кнайпхофа существовал также зеленый кран). Мост был сооружен из дерева, его средняя часть была разводной. После возведения каменных укреплений по периметру Кнайпхофа напротив моста были построены Зеленые ворота, украшенные потом красивой богатой башней, на которой впоследствии были установлены часы. Мост был перестроен в 1907 г. На двух каменных быках были установлены три стальных пролёта, средний из которых - разводной. По мосту проложили трамвайные пути. Вместе с расположенной по соседству Биржей, построенной в стиле барокко, мост образовал замечательный архитектурный ансамбль. В таком виде Зелёный мост и запечатлен на многочисленных фото и открытках начала XX века. В этом отношении ему повезло больше других. В 1972 году мост был разрушен при строительстве Эстакадного моста.

Кёттель-брюкке (Потроховый мост). Мост Koettelbrucke был построен третьим по счету, в 1377 году, для более плотного соединения Кнайпхофа с Форштадтом и "дровянными лугами" - местом, где складировались товары, привезенные водным транспортом. В древности существовало много вариаций его названия, многие из них можно было перевести как "подвесной", но закрепилось название Koettelbrucke, то есть Потроховый мост. Название это связано в первую очередь со скотобойней, находившейся рядом с мостом в Форштадте. Мост был разводным и состоял из трех пролетов. В 1621 году мост был смыт наводнением и отстроен заново, однако он уже не был разводным. Мост был перестроен в 1886 году в камне и металле, он стал опять разводным. После войны мост был снесен и до нашего времени не сохранился.

Кремер-брюкке (Лавочный мост). (Kraemerbruecke) или Купеческий мост, или Koggenbruecke - "Ганзейский" мост, Kogge - Ганзейское торговое судно) был построен Альтштадтом к 1300 году - это был первый кёнигсбергский мост. Свое название он получил из-за стоящих на нем торговых лавок, принадлежащих Ордену. Со стороны Альтштадта перед мостом стояли ворота Кремертор (Коггентор, или ворота Св.Георга). Вероятно, уже в Орденское время мост разводился: его центральный пролет поднимался на веревках, по крайней мере такое впечатление производят изображения моста на планах Брауна и Беринга. Мост был перестроен в 1900 году с использованием металла, камня и кирпича. Малая ширина реки в этом месте (всего 30 м) позволила сделать мост однопролетным. По мосту проходили трамвайные пути. Он был снесен в 1972 году при строительстве эстакадного моста.

Хой-брюкке (Высокий мост) Первый Высокий мост на этом месте был построен в 1508 году. С его помощью жители Альтштадта получили выход в Натангию в обход Кнайпхофа. Разумеется, кнайпхофцы всячески препятствовали постройке этого моста. Кстати, название "Высокий мост" относилось не к высоте самого сооружения, а к его расположению - он был значительно выше других по реке.Долгое время единственным зданием на дамбе была построенная рядом с мостом таверна "Neuen Krug". Хозяин таверны одновременно являлся и смотрителем моcта. Когда начале XVI века мост был удлинен и стал разводным, в обязанность хозяина таверны было также вменено следить за исправностью механизма и самой операцией разведения. При таверне рядом с мостом был разбит Сад Альтштадтских городских депутатов - место воскресных народных гуляний. Мост был полностью перестроен в металле и камне в 1883 году по плану городского инспектора по строительству Рихтера. На фотографиях мы видим массивные металлические арочные конструкции над неразводными частями. Габаритная мысота на просвет между стенами опор составляла 12,3 метра, оси вращения отстояли на 19,2 метра. Мост был капитально отремонтирован в 1937-1939 годах. В 1899 году на левом берегу Прегеля рядом с мостом был построен "мостовый домик". Причиной его постройки было низкое расположение гидравлического аккумулятора для создания равномерного давления в труднодоступном месте. Из-за лежачего положения поршень в аккумуляторе изнашивался слишком рано и неравномерно. Аккумулятор был перенесен "мостовый домик", где был установлен вертикально. Там же были установлены насосы высокого давления, газовый и электрический двигатели к ним. Вместо обычной воды в цилиндре использовалась смесь из одной части глицерина и двух частей воды. Сам "мостовый домик" из-за маленьких размеров был сооружен "с большой любовью" и похож на иллюстрацию к сказке. Мост был разрушен во время войны, а в послевоенное время рядом с местом старого моста, выше по течению реки был построен новый разводной мост из железобетона. От старого сооружения остались только опоры и мостовый домик, восстановленный в 1955 году.

Хольц-брюкке (Деревянный мост). До XV века между Альтштадтом и остром Ломзе существовала только паромная переправа - остров не был застроен и необходимости в постройке моста не было. Первый мост, соединяющий остров Ломзе с "большой землей" на севере был построен только в 1400 году и получил название Holzbruecke, которое в русскоязычной литературе принято переводить как Деревянный. Однако свое название он получил не из-за материала постройки, а из-за своего назначения: он соединял Альштадт с "дровяными лугами" (Holzwiesen), где складировалась древесина, превезенная по реке из Литвы и восточных районов Пруссии. Как мы видим, корректнее было бы называть мост не Деревянным, а Дровянным. Еще в средние века мост был разводным: основные его конструкции были деревянными, разводная часть была узкой (около 4 метров), в качестве противовесов использовались деревянные ящики, заполненные камнями. Конструкция моста часто обновлялась по частям. Мост был отстроен заново в камне в 1903-1904 годах в том виде, в котором он существует сейчас. Строительство проводилось под руководством городского советника по строительству Науманна, архитектурное оформление ограды выполнил архитектор Бирт под руководством городского советника по строительству Мюльбаха. Стоимость строительства составила 514000 марок. При заложении нового моста возобладало желание улучшить транспортную ситуацию, и, несмотря на протесты жителей улицы Хольцштрассе, мост был построен так, чтобы путь от него шел через Линденштрассе прямо в направлении Мюнхенхофплатц. При этом мостовое сооружение пересекало реку под углом 16 градусов, что усложнило его постройку. Перед началом строительства шла активная дискуссия о постройке поворотного моста, тогда через него смогли бы одновременно проходить несколько судов. С другой стороны, это создало бы проблемы для судов, стоящих у пристани, да и время окрытия и закрытия моста было бы больше, поэтому все таки мост был построен подъемным. Для открытия моста использовалось давление воды из городского водопровода. Ширина Прегеля в этом месте составляет 76 метров, оси вращения отстоят друг от друга на 24,5 метра. Сейчас мост не разводится, но визуально почти полностью соответствует своему историческому виду. Он носит безликое название "Мост №1".

Хоник-брюкке (Медовый мост). Самый первый мост на этом месте возник в 1542 году, когда герцог Альбрехт разрешил кнайпхофцам построить мост, соединяющий Кнайпхоф и Ломзе "в пику" Альтштадту - до этого пользоваться лугами на острове Ломзе могли только жители Альтштадта. Еще на картах начала XIX века этот мост обозначен как Hoehnbrucke, что можно дословно перевести как "Насмешливый мост" - вероятно, это связано с той историей. А название "Медовый мост" (Hoenigbrucke) позднее траснформировалось из Hoehnbrucke, по этому поводу есть еще одна легенда: будто обербургграф Безенраде подкупил членов городского совета Кнайпхофа бочками с медом, по крайней мере так было по мнению жителей города Альтштадта. Путь к мосту со стороны Кнайпхофа шёл через запирающиеся прочные Медовые ворота с башней. Подъемные части всех старых кёнигсбергских мостов до их перестройки на рубеже XIX - XX веков были очень узкими, в основном шириной до 4 метров, они состояли из четырех дубовых балок, связанных внизу еще одной балкой, которая в закрытом положении переносила большую часть нагрузки на стационарную часть моста. Ось вращения состояла из 4-х дюймового железного вала, противовес состоял из ящика с камнями. Медовый мост был перестроен первым из всех кёнигсбергсих мостов: еще в 1879-1882 годах, по проекту строительных мастеров Эгера и Фрюлинга. Таким мы можем видеть этот мост сейчас. Он был одним из первых разводных мостов с гидравлическим приводом в Германии. Опоры моста допускают пропуск судов шириной до 10 метров. Мост ассиметричен: одна его стационарная часть имеет длину 16 метров, другая - 6,5 метров. Покрытие разводных частей состояло из буковых досок на проезжей части и дубовых - на тротуарах. Открывание и закрывание моста приводилось давлением городского водопровода, для этого требовалось всего 40 секунд! Мост сохранился почти в неизмененном состоянии, разводной механизм сохранился, но я лично никогда не видел, чтобы мост разводили в наше время.

Шмиеде-брюкке (Кузнечный мост). Все три города - Альтшадт, Лёбенихт, Кнайпхоф - были плотно связаны между собой как политически, так и экономически, и плотная транспортная инфраструктура превращала их тот единый организм, который и в превратился в 1724 году в город Кёнигсберг. Для связи Альтштадта и Кнайпхофа одного Лавочного моста не хватало, и во время постройки Кафедрального собора (начиная с 1333 года) был построен Соборный мост (Dombruecke), находившийся чуть выше по течению места постройки будущего Кузнечного моста. Соборный мост простоял не очень большой по историческим меркам срок, вероятно всего несколько десятилетий. Кузнечный мост был построен к востоку от Лавочного моста в 1397 году. Мост имел каменные опоры и устои, пролеты были деревянными. Точная причина названия неизвестна, но профессия кузнеца пользовалась в средние века большим уважением. Мост был перестроен в 1896 году по аналогичной другим мостам схеме: для разведения моста использовалось давление воды в городском водопроводе. На альштадтской стороне у моста находился "мостовый домик", по внешнему виду и функциональному значению аналогичный Высокому мосту. Мост до наших дней не сохранился.

 
  Источники | Ссылки | Контакты | ©2005 Kladoiskatel  
 
 
Hosted by uCoz